ГЛАВНАЯ — Новости законодательства — ЖКХ: Легко ли договориться?
ЖКХ: Легко ли договориться?
15 октября состоялось заседание круглого стола комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ, посвященное договорным отношениям в системе жилищно-коммунального хозяйства.В конце текущего года – начале следующего в муниципальных образованиях Самарской области заканчиваются сроки многих трехлетних договоров, заключенных с управляющими организациями на управление многоквартирными жилыми домами (МКД). Предполагается, что муниципалитеты должны провести общие собрания жильцов тех МКД, где заканчивается срок соответствующих договоров, и выяснить: довольны ли собственники жилья управляющей компанией? Если жители выскажутся против продолжения работы с данной компанией, будет проведен конкурс, который определит новую УК.Однако положения нормативных документов далеко не всегда соблюдаются на практике. Как отметили участники заседания, среди которых было немало председателей ТСЖ и представителей домовых комитетов, часто встречающееся нарушение – проведение общего собрания по вопросу продления или прекращения договора самой УК, управляющей домом. Нередко собрания вообще не проводятся, а жители просто получают уведомление о необходимости придти перезаключить договор.Многие действующие и вновь предлагаемые к заключению договоры вызывают нарекания и с точки зрения содержания. «К сожалению, нужно констатировать, что абсолютное большинство ранее заключенных договоров совершенно безлики и, что особенно важно, не предусматривают возможности контроля за работой управляющих организаций со стороны жителей. Более того, сегодня, когда сроки многих договоров истекают и их необходимо перезаключать, управляющие компании не готовы согласовывать с жителями те или иные условия, навязывая свои варианты договоров», – отметила заместитель председатель профильной комиссии Общественной палаты Надежда Курапова.Между тем, форма примерного договора на управление многоквартирным жилым домом была разработана при участии членов Общественной палаты рабочей группой при Самарской Губернской Думе. В ближайшее время эта форма будет рекомендована в качестве модельного акта муниципалитетам области. Как отметил директор НП СРО «Поволжский межрегиональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ» Петр Гаранин, эту примерную форму договора СРО рекомендует и для своих членов. К слову, членами данной саморегулируемой организации числятся более ста управляющих организаций в сфере ЖКХ. Жители, по уверению Петра Гаранина, могут в свою очередь обратить внимание СРО на то, что та или иная организация – ее член предлагает форму договора, не соответствующую рекомендованной.Оценивать договор с УК с точки зрения его соответствия Жилищному кодексу РФ может и Прокуратура. Жилищная инспекция также постоянно проводит проверки. «Получается, что у собственников жилья, у общественности вполне достаточно рычагов влияния на управляющие организации. Но эти рычаги нужно грамотно и эффективно использовать», – подчеркнул председатель профильной комиссии Общественной палаты Виктор Часовских.Положительным опытом выстраивания диалога между собственниками жилья и управляющими организациями поделилась начальник отдела развития ЖКХ управления городского хозяйства администрации г.о. Новокуйбышевск Татьяна Манчук: в городе разработано и принято распоряжением главы города положение о старших по домам и домовых комитетах, которое дает домовому комитету множество полномочий, определяют порядок взаимодействия домовых комитетов с управляющими компаниями и с муниципалитетом.Немало сложностей на практике вызывают и договоры о предоставлении коммунальных услуг.«Если каждый абонент будет иметь приборы учета, это позволит избежать многие проблемы, – считает руководитель службы реализации МП г. Самара «Самараводоканал» Карина Галстян. – При отсутствии общедомового прибора учета Водоканал производит по дому начисления по нормативу, и таким образом образуется «вилка». До 2010 г. эта разница компенсировалась городом, однако, со следующего года перекрестное субсидирование запрещено. Получается абсурдная ситуация: чем больше жильцов в доме установили счетчики, тем выше задолженность по дому, которую никто не покрывает». Руководство «Самараводоканала» предлагает свой вариант решения проблемы: установить в рассрочку за счет муниципального предприятия индивидуальные приборы во все квартиры в соответствии с энергосервисными договором, заключаемым водоканалом непосредственно с собственником.Сегодня, когда лишь часть жителей установила индивидуальные приборы учета, в многоквартирных домах, оснащенных общедомовыми приборами, нередки ситуации конфликта между жильцами. Дело в том, что, установив счетчики, люди считают, что обязаны платить исключительно в соответствии с их показаниями. Но за чей счет должны компенсироваться потери в сетях и общедомовые расходы? Принятое на федеральном уровне постановление четко определяет: соответствующие расходы распределяются между жителями, в квартирах которых установлены индивидуальные приборы учета. «Поскольку в норматив потребления уже заложены и потери, и общедомовые расходы, совершенно неправильно, если общее собрание принимает решение переложить разницу на плечи тех собственников, которые еще не установили счетчики», – подчеркивает Виктор Часовских.Заместитель директора по розничному рынку ОАО «ВТГК» Валерий Сызранцев привел интересный пример: в Саратове после массовой установки индивидуальных приборов учета 60% жителей начали больше платить за потребляемые ресурсы. Причина – неудовлетворительное состояние сетей, что приводит к огромным потерям. Приведенный пример красноречиво показывает: только при надлежащем содержании сетей жители выиграют от установки счетчиков, поскольку только в этом случае возможна экономия; и только в этом случае программы энергоэффективности приведут к желаемому результату. Еще один знакомый многим пример: утром из крана горячей воды течет холодная, которую приходится сливать в ожидании, пока вода нагреется. Безусловно, это ведет к существенному перерасходу. Но почему так происходит?Участники заседания сошлись во мнении: необходим порядок и взаимопонимание в цепочке «собственник жилья – управляющая организация – поставщик коммунальных услуг». Например, существование такого звена как ЕРЦ – организации, которая начисляет жителям плату за полученные коммунальные услуги – лишь осложняет и без того непростую ситуацию.Итоги заседания подвел Виктор Часовских: «Необходимо наводить порядок в сфере управления многоквартирными домами. Практически в любой ситуации неразберихи и неопределенности больше всего страдают жители. Посмотрите, что происходит: иногда в доме легально существуют два, а то и три зарегистрированных ТСЖ, жителям приходят двойные, тройные квитанции. Гораздо меньше вопросов возникало бы, и если бы управляющая компания заключала договор с поставщиком коммунальных услуг исходя из того, сколько квартир оснащено индивидуальными приборами учета, а сколько нет (с ежемесячной корректировкой). К сожалению, сегодня законодательство это запрещает. Очевидна необходимость внесения изменений в нормативные акты».Кроме того, участники заседания решили организовать и провести заседание круглого стола, посвященного обсуждению новой городской программы г.о. Самара по энергосбережению.Пресс-служба Общественной палаты Самарской области
Добавить комментарий
Новости 21.10.2010
12.08.2009
06.08.2008 | Статьи 16.09.2009
| Загрузки Закон РФ о рынке ценных бумахЗакон РФ об ООО Закон РФ о исполнительном производстве |